Что такое магия? Волшебство, колдовство, чародейство, ворожба? Ну, почти. Я же не могу дать полное и точнозаконченное определение магии. Скажу лишь, что, по-моему, магия – воздействие на материальный мир путем объединения или переноса части внутреннего, искусственно магом созданного, узкого и четко специализированного, ирреального мира с миром действительным. Сильно сказано, но не понятно... Попытаюсь объяснить.
Я вижу в Арде, а соответственно и в нашем мире, ибо Арда – его прошлое, два основных вида магии. Один – магия валар, другой – магия эльдар. И чтобы все стало на свои места, мне часто придется отходить в сторону от темы, сейчас – один из таких случаев.
Вспомним сотворение мира. Мир творился песней айнур, хоть они этого и не знали, которой Эру Илувэтар придал форму и завершенность. Айнур творили произведение искусства – наш мир. А те, кто вошел в него, стали называться валар – силы, стихии. Вот и принцип их магии основан на том, что они не принадлежат полностью этому миру – они извне его! Я уже сказал, что айнур творили произведение искусства. Сравним это с картиной. Так вот валар являются одновременно и кистью, и частью изображения. Они воздействуют на картину, как кисть, подправляя какие-нибудь детали, дорисовывая что-то, меняя местами и изменяя. А как часть изображения они могут сами не только увидеть результат, но и ОЩУТИТЬ его. Так же и с магией. Магия валар и маййар достаточно груба (простите за жесткое слово). Они просто излагают то, что хотят совершить, воздействуя, как и кисть, на картину из вне. Они изменяют законы существования этого мира так, как им это надо. Они знают и могут это сделать, ибо они сами творили картину и устанавливали эти законы! Иначе можно сказать, что они знают системный код и просто его меняют в зависимости от своих потребностей, но вследствие того, что они являются в то же время и частью оной программы, то не могут внести каких-то уж очень кардинальных изменений, а так же, здесь надо оговориться, что и в такой магии есть свои ограничения – их магия не должна привести к уничтожению мира, ибо, хоть они и вне картины, они являются частью этого шедевра, и его смерть или уничтожение повлечет за собой и их смерть. Второе ограничение состоит в том, что сила каждого из валар весьма и весьма узкоспециализирована. То есть – они являются лишь отражением какой-то определенной части из бесконечных и неконечных частей самого Творца. Соответственно, они есть воплощения этой части, хотя и не полные. И они понимают эту часть лучше прочих и могут на нее воздействовать с максимальным эффектом, а, скорее всего, - только лишь на эту часть. Я весьма смутно могу себе представить, как Йаванна будет создавать звезды Варды или гномов Аулэ, а Ульмо на пару с Манвэ будут решать сколько надо эдельвейсу лепестков, а пиону – пестиков. И третье ограничение: их магия тоже подчинена определенным законам – законам, которые установил Творец. Лишь он может изменить все до основания, не разрушив и не уничтожив. И тут следует так же акцентировать и еще одну немаловажную деталь. Валар – это айнур, сошедшие в Эа. И их сила теперь напрямую связана с этим миром и завязана на него. Посему магия валар и айнур с момента нисхождения оных в Эа имеет кардинальные различия, специфику, и сферу воздействия.
Для примера вспомним Дядю Гену (Гэндальфа) и других истари. Как они колдовали? Просто в рифмованной форме выкладывали все, что им надо, и оно происходило! Они изменяли саму картину, находясь изначально вне нее, просто подправив какую-то деталь, а потом, изнутри оценив то, что получилось, и подумывал, не следует ли подправить еще что-то. Так его знаменитое заклинание огня являлось по своей сути чистым преображением материи. Даже современная философия это допускает – только не знает, как это сделать. А он знал, ибо ведал, как эта материя была создана, и как в ней воплотился Огонь Творца, который пребывает абсолютно во всем. Вот он и воздействовал на этот Огонь Бытия. Так что он мог с легкостью воспламенить даже те вещи, которые-то и гореть в принципе при нормальных условиях не могут: абсолютно сырое дерево при минусовой температуре, чистый воздух, камень и т. Д.
Надеюсь, что все ясно, поелику иначе объяснить я не могу – это надо понять самому...
С эльдар сложнее. Мы не можем быть вне Арды и являемся не художниками, а самой картиной. Но и нам магия подвластна. А как? Как художник изменяет кистью какую-то деталь своего шедевра, так и эта деталь, появившись, начинает как-то по-своему влиять на всю картину. Меняется перспектива, световая гамма, глубина оттенков, восприятие всей картины. Так и с эльдар: будучи неотъемлемой частью мира, мы не можем влиять на него из вне, ибо как может рисунок взять и нарисовать сам что-то иное от задума художника? Но все же, какая у эльфов магия?
Эльф не может непосредственно влиять на мир, но он может делать это опосредственно. Так, эльдар могут создать иной, свой маленький мир, который существует по законам, которые они сами создают. Это не противоречит Творцу, ибо он дал всем безграничное творчество, а создаваемый мир не может быть вне мира эльда, в котором он живет. Получается, что создаваемый мир подчиняется двойным законам: законам Арды и законам СВОЕГО творца (здесь умышленно с маленькой буквы). Эльда, который хочет прибегнуть к магии, создает свой мир – пусть то посредством песни, музыки, танца, движений, мысли, произведения искусства – а потом совмещает свой мир, который он создал, с миром, в котором он живет. И если законы Арды не запрещают этого, то он получает желаемый результат! В Арде начинают действовать те принципы, которые ввел эльда, и которые не противоречат законам Арды! Вот в чем магия эльфов: в Арде есть безграничное и неисчислимое количество неиспользованного материала и неиспользуемых законов, которые в повседневной жизни не используются, но обязательно начинают действовать соответственно чего-то вновь созданного.
Но хочу сразу оговориться, что эльфы не создают мир в истинном понимании этого слова - скорее систему. И которая действует не на всю Арду, а лишь на ту часть, которая была указана. Вот и в этом различие между сильными и не очень магами. Чем искуснее эльда сможет создать свою систему, и чем лучше он ее воплотит в Арде – тем четче, сильнее и явнее его магия. А такое подвластно лишь тем, кто силен в музыке, песнях, каком-либо мастерстве, ибо мастерство боя – тоже мастерство, посредством которого можно творить магию. Магия эльфов тоньше, хрупче и изящней магии валар. И она является частью нашей природы, она – часть нас самих, без которой мы бы вряд ли существовали, а если бы и были – то явно не эльфами. А разве замечается и считается сверхъестественным то, что является частью нас и вполне естественно? Вот здесь и надо оговориться, что наша магия – не магия в людском понимании, она – естественна, а не паронормальна, и мы ее не считаем магией – нет для нас такого понятия по отношению к самим себе. Эльда может создать лориэнский плащ так же, как и человеку сшить хороший плащ из обычного материала. Да, над ним надо будет посидеть и потрудиться больше, чем над плохим плащом, но это реально и не является сверхъестественным. Так и для эльда создать лориэнский плащ чуть-чуть сложнее, чем обыкновенный зеленый... Но в чем же основа нашей магии? В песне. Эльдар не понимают термин магия. Он нам изначально и в полной мере не ясен даже теперь так, как людям. И всегда выражением нашей «магии» является песня, пусть и наряду с другими формами. Она может и не звучать в слух, но она всегда поется внутри, про себя. Вот и принцип – сквозь песнь творить. А какая песня самая сильная и оснвопологающая? Песня Айнур – Ainulindale. Так что именно эта Великая песня и является для нас ограничением и в то же время открытым полем творения. То есть, мы ограничены песней Мироздания, как валар ограничены песней Мировоплощения.
А знаменитый поединок Финдарато и Саурона – именно наиярчайший сему пример: Саурон пытался воздействовать напрямую, задавая тему, а Финрод мог лишь менять основное русло по принципу непрямого сопротивления – он не мог идти в лобовую атаку, так как силы были явно неравные. Это было чем-то похоже в своей сути на поединок в айкидо, когда более слабый пытается уйти с прямой линии атаки, чуть изменив ее направление – лишь на столько, на сколько позволяет его собственная сила – пытаясь этим повергнуть своего более сильного противника. И таким образом Финрод с самого начала поединка действовал по принуждению в системе, сотворенной Сауроном согласно именно законам магии валар и маййар. Саурон воздействовал напрямую на Финрода, а тот пытался в его системе создать свою, по своим законам, чтобы перенаправить систему Саурона. И в этом-то была ошибка. Слишком сложное получалось нагромождение, и Финрод не смог его просто вынести. Ему, в силу разности способов воздействия на противника в магии эльдар и валар, просто надо было обрабатывать больший поток информации. И он допустил ошибку, что было вполне естественно. Но шансы у него были – и этого нельзя отрицать. Тут уже все зависело не от силы, так как сила явно была на стороне Саурона, а от искусства, которое тоже оказалось на стороне оного маййа. Но к чести Финдарато надо сказать, что он почти что победил и что он держался достаточно долго (учитывайте, что защищал он явно не только себя одного, а и весь отряд: эльфов и Берена.. хотя последнего – явно зря!)))
Вот, вроде бы, и все, что я хотел... нет – мог сказать, ибо что-то не может быть рассказано по разным причинам: чего-то не знаю я, а что-то – тайно и сокрыто от нас....
И напоследок хочу сказать вот еще что. Лишь Творец может влиять на мир, и как валар, и как эльдар. Ибо он есть Творец – художник, который всегда есть во всем, но и всегда вне всего. Он является и частью картины, и ее создателем, поэтому может воздействовать на нее с этих двух сторон. Он как бы является еще и холстом, на котором написана сама картина, а Его Огонь – красками, которыми она написана. Но может ли Творец полностью придти в наш мир? Да, может, ибо ему подвластно все. Станут ли действенны и на него законы нашего мира? И да, и нет. Дело в том, что здесь нельзя сказать однозначно, поелику он – Творец, и сам создает эти законы, а кто их создает, тот и может изменить. Если захочет этого. Да к тому же мы не можем его полностью понять, ибо мы есть лишь часть его, так что и знать все возможные варианты его действий, которым несть числа, тоже не можем. Но ясно – ему подвластно все. Так что вопрос, может ли Творец создать такой камень, который никто бы не могу поднять – не имеет абсолютно никакого смысла, ибо Он может все. Так что оставим это для размышления человеческих теологов и философов, которые еще этого не осознали в силу своей природы.
Кстати, о баранах, то есть о людях. Магия людей мне не ясна, но я думаю, что она является чем-то средним между нашей и валар. С одной стороны их хрондо (хроа) принадлежит Арде, а с другой – их фэа не связана с этим миром. Это, пожалуй, все мои мысли относительно их магии.
А вот сила Колец, на мой взгляд, в том, чтобы объединить магию эльдар и валар (майар). Так эльдар могут иметь большую силу, чем сами по себе, ибо изменяют сами законы бытия, а не просто создают нечто согласно этим законам. А атани, что носили эти кольца, получали само понимание этих законов, так что они тоже могли воздействовать на мир, но не изменяя оные законы, а лишь использовать их с наибольшей эффективностью. Что же касается Кольца Всевластия, то это явное и полное воплощение магии валар – с помощью искусства Эльдар и мощи Аннатара, как тогда именовался Саурон, было создано это Кольцо. И ясное дело, что в нем заключалась часть силы Саурона – иначе бы оно не могло просто существовать. А говоря точнее, с тех пор Саурон существовал в двух ипостасях: Саурон-майа и Сурон-кольцо. И эта системы в силу единства своей силы была единой и неразрывной, а уничтожение одной части влекло за собой уничтожение и второй. Это знали эльфы и исстари, так как им были ведомы законы, по которым они существовали, и по которым было создано Кольцо. И поэтому любой, надевший Кольцо, получал определенную часть силы Саурона. И даже в некотором роде сам становился «Сауроном номер 2». Поэтому сам Темный Владыка всегда знал, где находится его часть, когда кто-либо одевал Кольцо. Это сродни далекому нервному окончанию в каком-то очень хитром органе – раздражение на его рецептор действует крайне редко и лишь при определенных условиях. И по причины единения Кольца и Саурона, они обладали одинаковыми свойствами – посему Кольцо и не могло быть использовано для светлых и добрых целей – ведь разве сам Саурон мог бы быть использован с оными же целями или же сам начал «творить добро налево-направо»?..
Я изложил все, что мог и понимал. Эту сравнительно-объяснительную характеристику я составил из своих предыдущих черновиков и осколочных мыслей окончательно
11.05.2005
Haldir Cuinen, Minya Maro I noldo
Отредактировано Haldir Cuinen (2005-05-12 12:21:37)